Шкаф. Историческая справка

Шкаф как хранилище вещей живет рядом с человеком с незапамятных времен, однако он не сразу принял современный, привычный для нас облик.

Прародитель шкафа — сундук

Внешний вид шкафа за долгие века претерпел множество изменений. Первоначально он вообще размещался не по вертикали, а по горизонтали и был тем, что мы называем «сундук».

Средневековый уклад жизни был далек от благоустроенности и размеренности, и самого понятия «мебель» в современном значении слова еще не существовало. Все имущество было в буквальном смысле слова «движимым», то есть по первому знаку должно моментально укладываться в сундук, чтобы его можно было унести, спасти от набега или пожара.

Поэтому многочисленные сундуки были предметом первой необходимости: в них хранили имущество и использовали в качестве сидений – расставленные вдоль стен, они с успехом заменяли скамьи. В XII-XIII вв. изготавливались и простейшие дощатые шкафы, которые были рассчитаны на установку в ниши, но они по большей части составляли принадлежность церковного обихода.

До начала XV в. в обстановке жилища продолжает царить сундук. Он делался просто: толстые доски, соединенные под прямым углом, сбивались деревянными гвоздями (нагелями), а крышка прикреплялась массивными, наложенными сверху, железными петлями. В Германии, Франции и на севере Италии доски для прочности скрепляли металлическими накладками.

Все гениальное — просто

В XVI в. появляются первые образцы мебели, напоминающие некоторые типы современных шкафов. И всего-то нужно было, чтобы кому-нибудь пришла в голову простая и гениальная идея: поставить сундук на торец. Или два сундука друг на друга – вот вам и двустворчатый шкаф. Крышки заменяются двумя открывающимися створками – и шкаф готов!

Так же появились и двухъярусные шкафы, характерные для Франции, и распространившиеся по всей Европе так называемые «кабинеты», имеющие в основе своей сундук с откидной крышкой, поднятый на подстолье.

Исторические вариации шкафа

В Венеции делали знаменитые кабинеты, украшенные инкрустацией и чертозианской мозаикой: сплошным, очень мелким геометрическим узором.

Итальянцы считаются изобретателями шкафчика «кассоне» – того же сундука, выполненного из ореха глубокого коричневого тона и богато украшенного резьбой.

Во Франции и Германии наиболее распространенным материалом для изготовления сундуков и шкафов был дуб, а в Швейцарии чаще использовалась древесина сосны. В отличие от итальянских «кассоне» готические дубовые сундуки массивнее, шире и выше. Мелкая резьба по дубу была также невозможна из-за специфических свойств этой породы, поэтому частью украшения сундуков становятся накладные железные петли и железные замки с ажурным орнаментом.

В XV веке одной из излюбленных форм шкафчика был dressoir (дрессуар), или по-русски – «поставец». Это французский, а также распространенный в Нидерландах и прирейнских землях вариант шкафа, возник от сундука, поднятого на стойки. Форма, называемая «креденцой», заимствована из церковного обихода.

Шкаф как архитектурное творение

Резные двухкорпусные шкафы становятся вершиной мебельного искусства Возрождения во Франции. Они строятся согласно архитектурным принципам Ренессанса: нижний корпус, «этаж», более массивен и широк, а верхний – более строен и несколько отступает назад. В довершение аналогии со зданием три дамы – «кариатиды» – или три атланта поддерживают по краям и между створок пышный карниз.

В течение всего XVI века канонический шкаф строится по принципу двухэтажного здания. Он ставится на цоколь, каждый ярус украшается колоннами или пилястрами, ярусы разделяются карнизом. Створки выглядят как порталы (то есть дверцы) или наличники окон.

Но все это лишь внешняя декорация сундуков, поставленных друг на друга, – именно так продолжает восприниматься новорожденный шкаф. Доказательством тому служат специально оставленные на боковых стенках шкафа сундучные ручки. Вплоть до XVII века все шкафы снабжались полками, на которых хранилась одежда в сложенном виде.

В конце XVI века формы шкафов становятся частью интерьера: шкаф часто встраивают в деревянную обшивку стен. Шкафы уже различаются по назначению.

В XVII веке наиболее характерным предметом обстановки дворцов и замков знати становится «кабинет» – шкафчик для хранения деловых бумаг, отделанный с изысканной роскошью. Тогда же, в XVII веке, возникает шкаф-бюро. Так назывался шкаф со встроенной столешницей, которая обивалась сукном (bure (англ.) – толстое сукно).

Что касается платяных шкафов, то к концу XVII века голландские мастера первыми отказываются от двухъярусного построения и переходят к изготовлению шкафов с дверцами во всю высоту. Но лицевая сторона шкафа по-прежнему строится как архитектурное сооружение, как фасад здания.

Шкаф в наше время

Много изменений пережил «многоуважаемый шкаф» за всю свою историю. Современное изысканное сооружение из матового стекла с плавными линиями вряд ли признает своим прародителем тяжелый и неуклюжий сундук, непременный атрибут кочевой жизни наших далеких предков. Единственное, пожалуй, что не изменилось за все прошедшие века, – это предназначение шкафа, который по-прежнему набивается вещами так, что едва закрываются дверцы.

Читайте также